Детский сад №7 города Орла Советы специалистов
ГлавнаяСоветы специалистов → Педагог дополнительного образования (руководитель изостудии)

Педагог дополнительного образования

Ежакова Екатерина Георгиевна

Знакомство дошкольников с портретным жанром
Портрет - эта картина, изображающая лицо или фигуру какого-нибудь человека. Искусство портрета всегда считалось чудом, вершиной художественного мастерства. И в самом деле, ведь это чудо - увидеть себя на портрете таким, какой ты есть. Ценность портрета зависит от того, насколько глубоко художник сумел понять внутренний мир изображаемого человека, характерные его черты
Для того чтобы точнее передать образ, художники часто большое внимание уделяют деталям, предметам, которые окружали портретируемого (М.В. Нестеров «Портрет скульптора В.И. Мухиной»). Мимика лица, глаза, руки также помогают раскрыть образ (К.С. Петров – Водкин «Портрет Анны Ахматовой»). Портреты могут быть групповые – художник раскрывает типичный образ через индивидуальность каждого (П. Д. Корин «Портрет художников Кукрыниксов»).
Дошкольники с большим интересом воспринимают этот жанр. Охотно комментируют произведения, высказывают предположения, что за человек изображен, род его занятий и т.д.
Ребятам предпочтительнее демонстрировать не портрет «во весь рост» (парадный), а «поясные», или работы, где изображена одна голова человека.
Ребенку будет легче сфокусироваться на главном, труднее спутать портрет с жанровой картиной. Полезным было бы упражнение «Какие выражения лиц бывают у людей». Детям заранее рисуют четыре овала, где они изображают рожицы с разными выражениями. Педагог заостряет внимание на расположении деталей лица (линия глаз, носа, расположение ушей относительно глаз и носа и т.д.)
Часто ребят знакомят с произведениями искусства, написанными в этом жанре, и предлагают самостоятельно попробовать нарисовать портрет. При этом акцентируют внимание на чертах человека, которого хотелось бы нарисовать, его характере и т.д. Педагог обращает внимание на детали лица, цвет и форму глаз, носа ушей. Можно рассмотреть своих товарищей, воспитателя, вспомнить, как выглядят родные. Хорошо воспринимают ребята игру с рамой от картины: каждый примеряет раму, а остальные дети весело разглядывают «живой» портрет.
Практика показывает, что детям сложно нарисовать овал лица. Можно предложить трафареты разных форм (вытянутые, круглые и т.д.).
В работе над портретом педагоги могут использовать, в качестве методического материала не только произведения изобразительного искусства, но и музыкальные (Г.Гладков «Если видишь на картине…»). Также для более яркого впечатления от знакомства с этим жанром возможно взаимодействие с музыкальным руководителем, педагогом – психологом (упражнения, направленные на развитие эмоциональной сферы, мимики и т.д.).

-------------------------------------------

Необычная картина
Последние годы мы много слышим о нетрадиционных техниках рисования. Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.
Такой способ рисования, как метод печатания различными предметами (пробочкой, поролоновым тампоном, обратной стороной карандаша, ладошкой), Широко знакомо многим родителям. Работа в этой технике доставляет детям множество положительных эмоций, дарит неожиданные открытия, раскрывает новые возможности использования знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов. Дети, увлечённые необычным способом рисования, самостоятельно находят и предлагают взрослым различные печатки (крышечки от фломастеров, всевозможные пробочки, мелкие детали от сломанных игрушек и т. п.).
В летнее время возможности дополнительного выбора даёт нам природа, изобилующая множеством разнообразных форм, пригодных к использованию в качестве готовых печатных штампов.
Коробочки мака представляют собой замечательную симметрично организованную форму, незаменимую при изображении мелких цветов, звёздочек, элементов декоративных украшений. Благодаря гладкой объёмной форме плода этот природный материал удобен в обращении - такую печатку ребёнку легко держать в руке. Удивительно, как похожа зрелая маковая головка на настоящую производственную печать (округлая коробочка – «ручка» с отстоящей от неё резной плоскостью - штампом) Печать шишками, мохом, колосками различных трав особенно эффективна при передаче мягкой пушистой поверхности изображаемого объекта. Выбор подходящего материала предпочтительнее оставить за ребёнком, дав ему возможность последовательно испытать предложенные формы на чёрном листе бумаги. Возникшие при этом ассоциативные образы удивят вас своей оригинальностью и непредсказуемостью.
Всем известно, несколько расширяет выразительные возможности детского рисунка способ печати листьями. Конечно, сложные многофигурные композиции детям дошкольного возраста ещё недоступны в силу большой трудоёмкости, неудобства переноса плоского раскрашенного листа на бумажную поверхность. Однако лист клёна, дуба, тополя, благодаря интересной форме краёв, витиеватому сетчатому рисунку прожилок, подходит к нашей работе. Особенно необычно, декоративно будут смотреться подобные оттиски на цветной бумаге, контрастной тону отпечатанного листа.
Тематические задания для детей старших возрастных групп должны предполагать свободный выбор имеющихся форм, вариативность их использовании. Для работ на тему «Летнее солнышко»,«Сказочный лес», «Фантастические птицы» необходимо заготовить листья различных пород деревьев, контрастные по фактуре и размеру. Предполагаемая нами коллективная работа на тему «Королева осень» подарит ни с чем не сравнимую радость коллективного творчества. Костюм королевы можно разделить на отдельные элементы: воротник, корону, воланы юбки, манжеты рукавов и т. д. Это позволит ребёнку ощутить свою нежность, незаменимость в общей работе, поможет рационально организовать участие детей в создании художественного образа. Несколько советов тем, кто впервые решил обратиться к технике печатания природными материалами:
- Для получения чёткого яркого оттиска необходимо использовать густые водорастворимые краски (гуашь, темперу, акрил);
- качество бумаги желательно проверить заранее - гуашь и темпера ложатся не на всякую поверхность:
- для удобства печати мелкими объёмными формами краску можно выложить в невысокие полые ёмкости (размером с крышку от банки);
- при печати листьями следует ограничить смачивание кисти водой густо набранная краска легче ложится на глянцевую поверхность, предупреждает скатывание краски в капельки.
Не бойтесь экспериментов - творите, фантазируйте, учась у мудрой природы, и тогда всё у вас обязательно получится.

-------------------------------------------

Свободное рисование
Многие дети с удовольствием рисуют в свободное время, постарайтесь соблюдать при этом следующие принципы:
Никогда не просите ребенка нарисовать вам что-либо конкретное по заказу, можете только предложить несколько вариантов на выбор, но не настаивайте, чтобы ребенок обязательно нарисовала что-нибудь из предложенного вами; пусть лучше рисует то, что задумал сам.
Никогда не критикуйте работы маленького ребенка; да, он еще несовершенен, он рисует, как может, но рисует с душой; если вы будете постоянно его критиковать, он может вообще отказаться от занятия.
Никогда, ни под каким предлогом не дорисовывайте ничего и не улучшайте в работах ребенка, это тоже его обижает, подчеркивает его неполноценность, невозможность самому нарисовать хорошо.
Никогда не учите ребенка рисовать какой-либо конкретный образ, так как это убивает его фантазию, накладывает штампы на те или иные изображения (ваше видение); лучше научите ребенка приемам работы с материалами, рисования разных форм, а из этих умений он сам извлечет пользу и будет рисовать необычные, ни на чьи не похожие образы.
Поощряйте нестандартные решения образов или приемы работы; пусть ребенок понимает, что главное - это именно его фантазия.
Рассматривайте и обсуждайте его предыдущие работы, чтобы он не забывал, что он уже умеет рисовать, что у него уже однажды получилось очень хорошо; старайтесь вывешивать работы ребенка на стену.
Рассматривайте работы других детей, чтобы он захотел нарисовать также.
Рассматривайте репродукции картин разных художников.
Путь к настоящему рисунку лежит не через усвоение стандартных приемов изображения, а через обследование изображаемого объекта. Не спешите учить ребенка рисовать голубое небо, желтое солнце и зеленую траву. Пусть поначалу он просто познакомится с богатейшим миром формы и цвета, с миром ярких и чистых красок.

-------------------------------------------

«Добрые» игрушки
Игрушки для наших детей – воспитатели, учителя и наставники. Погремушки, пирамидки, матрешки, кубики знакомят малышей с понятием формы, цвета, величины и числа, развивают движение и слух. Не случайно грамотные мамы и папы оберегают детей от некоторых «злых» современных игрушек.
А есть игрушки – народные, которые создавали наши предки. К нашему счастью, и сейчас есть мастера, которые не дают забыть нам о наших корнях, вспоминая народные промыслы и нашу культуру. Если художник вкладывает в игрушку всю свою душу и мастерство, то она становится произведением искусства. К примеру - кукла. Матерчатые куклы – одни из самых старых и любимых в мире. Они появились еще тогда, когда не было игрушечной промышленности. Таких кукол люди делали для своих детишек, они совсем легкие и не занимают много места.
Надо сказать, что кукла не сразу стала игрушкой. Первобытные люди создавали изображения богов – кумиров, идолов, истуканов, чтобы чувствовать себя спокойнее и уютнее. Сначала они облегчали жизнь людям. Потом спасали множество человеческих жизней, служили оберегами от болезней, несчастий, плохой охоты, голода и бесплодия. Затем стали добрыми утешителями и воспитателями детей – игрушками, а также яркими сувенирами – игрушками для взрослых. И с самых древних времен до сегодняшнего дня куклы были и навсегда останутся предметом культуры и искусства.
У многих древних народов существовал ужасный обычай: приносить в жертву богу женщину. Но однажды кто-то предложил вместо живой женщины приносить в жертву куклу. Взяли березовое полено, обрядили в цветастый платочек, сарафан – чем не девушка. Так кукла спасла человека. Эту первую славянскую куклу – игрушку для богов – назвали каллодией. Потом появились и другие куклы – чучела, которые приносили в жертвы разным богам. Каждая имела свое имя: Морена, Купала, Русалка, Ярило, Горгон. Обряды жертвоприношения превратились в праздники. Некоторые из этих древних праздников сохранились до сих пор, например: сжигают чучело зимы– Масленицу, а после лакомятся блинами.
Затем кукла стала не только «дублером» жертвоприношения, но и применялась для спасения человека от болезней и всяческих бед, ее называли - берегиня или оберег. Такую куклу мать дарила дочери на свадьбу. А невесте дарили кукол, чтобы было больше детей. Традиция приглашать кукол на свадьбу сохранилась до наших времен, сейчас молодожены куклой украшают машину. Куклы прописывались в русской избе на всю жизнь и оберегали хозяев от напастей. Делали кукол не только из тряпок, но и из глины, дерева, кости, соломы, ниток и даже из сыра. Однако все куклы были безликими.
В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Кукол дарили друг другу в знак любви и дружбы.
И в наше время, наверняка в каждом доме найдутся симпатичные лоскутки, можно попробовать с малышом смастерить несложную куклу, наверняка это занятие подарит тепло и радость взрослым и маленьким. Эта игрушка обязательно станет любимой, найдет свое место в сердце ребенка. Тем более, если в нее вложен собственный труд! Поможет юному мастеру понять культуру и традиции, расскажет о наших корнях.

-------------------------------------------

Мы много слышим о воспитании патриотических чувств у наших детей. Как малышу привить любовь к родине? В силу возраста говорить об этом бывает сложно. Здесь на помощь приходит культура, фольклор. Знакомство с народным творчеством, помогает развить черты характера, которые связывают его с Родиной. Декоративно-прикладное искусство, как часть культуры готовит почву для бесед о любви к родному краю.
Произведения народных мастеров - вышивка, резьба по дереву, народная игрушка помогают почувствовать культуру наших предков. Знакомство с промыслами прививает детям чувство формы, цвета.
Одним из прекрасных образцов русского народного творчества является лоскутное одеяло.
Лоскутная техника шитья может много рассказать о родной культуре, быте.
У ребят, посещающих изостудию, была возможность познакомиться с «лоскутным» искусством. Для развития цветовосприятия полезны подобные упражнения. Наши воспитанники расписали одеяла (пока бумажные) в этой технике. Успешно справились с задачей сделать работу в определенном колорите, а после нанесли графический рисунок гелевой ручкой . Таким образом, еще и решается проблема знакомства с графикой.
Пусть окружающий мир, который только узнают наши дети, будет таким же ярким и красочным, как лоскутные одеяла, а знакомство с декоративным искусством оставит теплый след в их маленьких сердцах.

-------------------------------------------

Я леплю из пластилина…

Так начинается знаменитое детское стихотворение Новеллы Матвеевой. Этот замечательный материал вызывает у наших детей массу восторга. Часто задаю себе вопрос: «А нужно ли такое разнообразие цвета при работе с пластическим материалом?»
Ведь в скульптуре главное средство выразительности - форма. Не мешает ли излишняя красочность воспринимать эту форму. Часто у взрослых вызывают умиление грибы-мухоморы ( конечно, на белой ножке красная шляпка с белыми пятнышками). А может быть, мы сбиваем наших малышей на примитивный натурализм. Знаменитый скульптор Б. Свинин, считал, что вместо того, чтобы расцвечивать поделку, надо учить ребенка следить за ее формой. Иначе происходит порча вкуса, воспитывается слепое копирование.
Кто-то возразит: как все серьезно! Получил малыш удовольствие от процесса и ладно, ручки потренировал. Но если мы ставим задачу развития вкуса, умение видеть линию, форму, то тут мелочей не бывает! Даже если скульптору пять лет. Цвет часто отвлекает, мешает найти нужную форму. В детских художественных школах ребята работают исключительно однотонным скульптурным пластилином. Мы периодически обращаемся к такому материалу.
Другое дело роспись игрушек! Этим частенько занимаемся на дополнительных занятиях. После того, как форма найдена, можно подумать и о цвете.
За многие годы художники выработали определенные приемы, при которых кусок материала превращается в произведение искусства. Основы при желании доступны каждому! Может быть, кто-то думает иначе?

-------------------------------------------

Зачем нужна палитра?

Любой педагог работающий с дошкольниками сталкивается с проблемой в доступной форме рассказать об основах живописи и цвете. Вся наша жизнь и быт постоянно связаны с цветом, а дети всегда проявляют интерес к красочным сочетаниям. Как малышам рассказать о цвете?
С детьми младших групп бывает достаточно выучить основные цвета, найти знакомый цвет в своем окружении, поискать его дома и на природе и т.д. Труднее обстоит дело с детьми постарше. Обогатить представление детей о колорите, цвете помогает использование такого важного инструмента как палитра. Этот предмет на столе маленького художника вполне может появиться лет в пять. Дети старших, подготовительных групп с удовольствием экспериментируют с цветом. Вначале увлекает сам процесс смешивания красок, но со временем ребята учатся применять полученные цвета и в своих работах. Здесь важно обратить внимание на такое понятие , как колорит. Колер - слово латинское, означает «цвет». Колоритом художники называют сочетание цвета в картине. Колорит может быть ярким, тусклым, холодным, теплым. Думается, что на первых порах ребятам достаточно рассказать о теплых и холодных цветах, о работах выдержанных в таком колорите. Часто юному творцу кажется достаточно в уголке своей работы нарисовать солнышко, чтобы получить солнечный денек. Чтобы объяснить, что это не так, можно проделать опыт.
Осветить игрушечную полянку электрической лампочкой (она будет играть роль солнца), и все озарится солнечным желтым цветом. Если все цвета в своей работе «подружить» с желтым цветом, то получится солнечный день. А поможет нам палитра! Можно поэкспериментировать так: приложить к лампочке темную прозрачную пленку- и на полянке с игрушками станет пасмурно. Вывод: «дружим» с холодными цветами-получаем ненастье. Также можно объяснить, как получить дополнительные цвета из трех основных. Для ребят это увлекательная игра. Цветовосприятие у ребенка становится богаче! Полезно после таких упражнений посмотреть репродукции известных художников, лучше выбрать работы с ярко выраженным теплым или холодным колоритом. Дети эмоционально реагируют на произведения импрессионистов, где работа с цветом наиболее очевидна. Даже на занятиях аппликацией можно говорить об основах цветоведения. Если скажем, зеленый слон появиться на желтом картоне, то зеленый кажется темным, а если того же слона поместить на черный картон, то он нам кажется светлым. А если приклеить на зеленый фон, то слон станет невидимым - разве не чудо!

Дорогие взрослые! Не бойтесь испачкать руки. Смело берите разнообразный художественный материал и экспериментируйте вместе с вашими детьми. Наши дети враги повседневности! Не навязывайте им стереотипы (домик, солнышко в уголке, и т.д.) сами не поддавайтесь им. Настоящий художник всегда ищет неожиданные решения, в том числе и в цвете!
-------------------------------------------

Уважаемые родители!

Золотая осень - самое подходящее время обратить внимание наших малышей на такой жанр живописи, как пейзаж. Внимательные мамы и папы могли заметить, что мы посвятили не одно занятие этому замечательному жанру.
Пейзаж в живописи - это картины, изображающие природу. Природа всегда привлекала человека своей красотой. Нет ничего приятнее, чем бродить по полям и лесам, вдыхать свежий запах, смотреть на стройные сосны и ели. Совершая такие прогулки, родители не только могут получить удовольствие от общения со своим малышом, но и оказать помощь в освоении такого интересного дела, как живопись. Можно понаблюдать за изменением цвета неба, яркими красками листвы, деревьев. Дома неплохо было бы сравнить увиденное с репродукциями картин известных художников, например, Левитана, Ромадина и т.д. Можно вспомнить произведения литературы, посвященные этой теме.
Такие наблюдения полезны для развития цветовосприятия, а значит и вкуса у ваших детей. Со временем вы обязательно увидите плоды своих трудов. Ребенок, воспитанный на хорошей живописи, литературе, обязательно сумеет отличить дурное от прекрасного. А прекраснее, чем сама природа нет ничего! С этим трудно поспорить.

-------------------------------------------

Что необходимо маленькому художнику

Уважаемые родители, если вы понимаете насколько важно для развития вашего ребенка изобразительная деятельность, то следующий шаг - создать условия, правильно подобрать материалы.
У вашего художника должно быть свое рабочее место: удобный стул и стол, удобная полка, куда он может складывать свои работы. Необходимо приобрести разнообразный изобразительный материал: хорошую бумагу нужного формата, карандаши простые и цветные, краски, пастель, кисти, фломастеры и т.д. Маленький человек, может быть, впервые в жизни встречается с «орудиями производства», поэтому у него должно быть все, что необходимо для работы. Художник не должен страдать из-за плохого качества изобразительного материала, даже если ему всего пять лет! Ведь как трудно бывает работать ломкими карандашами, непослушными кисточками. А они должны подчиняться воле и замыслу художника!
Осваивая такое большое количество самого разнообразного материала, ребенок подготавливает свою руку к написанию букв, и тем самым он готовиться к школе.
Важно не только обеспечить малыша всем необходимым для работы, но и научить пользоваться. Но и на этом родители не должны останавливаться. Мало дать в руки ребенка карандаши и краски, необходимо расширить его кругозор, а значит и круг ассоциаций. Как вы знаете искусство ассоциативно. Художник только изображает на холсте или бумаге море, цветы, фрукты. Их нельзя потрогать, попробовать, понюхать, но зритель, глядя на эти картины, представляет себе и шум моря, и аромат цветов, и вкус фруктов. Он воспринимает искусство, как бы ориентируясь на свои знания, на свой опыт.
Ассоциация - слово латинское и применительно к психологии восприятия искусства означает обусловленную предшествующим опытом связь представлений, ощущений.
Если у вас, например, нет ассоциаций на слово «море», то вы не сможете себе представить, а значит, и эмоционально воспринять какой-либо художественный образ, связанный с этой стихией.
Конечно, хорошо, чтобы ваш малыш увидел своими глазами море. Но это не всегда удается. Расширить ассоциативный мир ребенка, а значит, и его чувственный опыт вам помогут книги, изобразительное искусство, радио, телевидение, кино, ваши беседы с ребенком.
С вашей помощью дети обращают внимание на разнообразие форм, линий, сложность и гармоничность окружающего мира. Постарайтесь развивать в ребенке умение видеть в знакомых предметах что-то новое, удивиться этому и запомнить. Все это будет способствовать развитию его зрительной памяти. Можно рассматривать предметы, сравнивать их между собой, поговорить об их форме, цвете, фактуре. Важно не утомить ребенка обилием задач и проблем.
Знакомя ребенка с миром вещей, явлений, необходимо при этом учитывать индивидуальные возможности и особенности малыша. И вот тут рисунки вашего ребенка могут рассказать много интересного о нем самом: о его характере - аккуратный ли он, трудолюбивый, фантазер или равнодушный исполнитель; о его пристрастиях - что он любит, как относится к вам и своим товарищам.
Знания, полученные вашим ребенком, заставляют его мыслить активно, самостоятельно. Он вновь по-своему переживает увиденное и услышанное. И тогда-то зарождается фантазия, творческое отношение ребенка к действительности.
Ребенок- враг повседневности. Детские рисунки поражают, удивляют вас неожиданным поворотом фантазии. И не надо разрушать этот удивительный поток фантазии житейскими мудрыми репликами: «Так не бывает!»
Для малышей рисование пока еще игра. И тут необходима ваша помощь, чтобы эта игра превратилась не только в уроки овладения навыками, но и формирования вкуса и видения.