Детский сад №7 города Орла Главная страница
ГлавнаяСоветы специалистов → Музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель

Смагина Татьяна Александровна

«МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ»

Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность);
Способствовать общему развитию детей средствами музыки.
Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения. Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.
Выбор музыкальных произведений, которые ребёнок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, её общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа.
Если ребёнок слышит народные мелодии с раннего детства, он, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребёнку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт её восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.
Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка.
Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребёнок должен чувствовать себя защищённым, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.

------------------------------

«Что значит музыка для ребенка в детском саду»

В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка.
Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от двух лет, и, провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в пять лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах. В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения. Учим детей выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать это очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Так же прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор.
При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.
На открытых занятиях, праздниках, мы вам покажем, как наши дети занимаются вокалом, учатся правильно владеть своим голосом, дыханием. И с раннего возраста закладывается основа для правильной постановки голоса, тем самым увеличивается объем легких, это является профилактикой респираторных заболеваний.
Музыкальная игрушка и музыкальное развитие ребенка.
Знакомство с музыкальными инструментами начинается в 1 младшей группе. Учим детей различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчиков, металлофона, фортепиано), узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, дудочки.С каждой музыкальной игрушкой нужно создавать игровую ситуацию. Например. Собачка принесла в корзине интересные вещи, ими оказались погремушки. Дети с увлечением рассматривают их, щупают, учатся обращаться с ними и извлекать звук. Затем собачка проводит игру. Дети выполняют движения вместе со взрослыми: тихо играют погремушкой перед собой, громко играют- встряхивают погремушки вверх с силой. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать громкое и тихое звучание. Создается атмосфера радостного настроения.
Старшие дети с удовольствием поют знакомые песни, попевки и могут сами аккомпанировать себе на каком-то из музыкальных инструментов Например они с большой радостью играют на металлофоне (на одном – двух звуках), передают движение мелодии вверх или вниз (Лесенка). Передают разные ритмические рисунки на ударных инструментах.
Почему нужно уделять большое внимание игре на детских музыкальных инструментах. Да потому, что детское музицирование расширяет сферу муз-ой деятельности дошкольников, повышает интерес к музыке, способствует развитию музыкальной памяти, вниманию, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности. Обучаясь игре на ДМИ дети открывают для себя мир муз. звуков, осознают и различают звучание различных инструментов. У них улучшается качество пения, качество музыкально-ритмических движений, дети четко воспроизводят ритм. Для многих детей игра на Д.М.И. помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Какие музыкальные игрушки можно приобрести в домашний музыкальный уголок: металлофон, барабан, треугольник, бубен, дудочка, молоточек, трещетки, колокольчики, маракасы, ложки деревянные, румба, кастаньеты. (гармошка, пианино, триола, гитара).

------------------------------

«Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего возраста»

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей нужно начинать с раннего возраста. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Поэтому, если ставится задача быстрее заговорить, быть а дальнейшем успешным в логике и математике, ребенка надо учить музыке.
Музыкальная деятельность малышей – это различные способы, средства познания музыкального искусства: слушание музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры.
Основная форма занятий – игра, которая способствует развитию воображения, фантазии, образно – ассоциативного мышления и речевой активности ребенка раннего возраста. Игра – это свободная деятельность, в которой вожен не столько результат, сколько сам процесс, доставляющий ребенку удовольствие. Особое место занимают игры – потешки «Ладушки», «Сорока-ворона», «Едем - поедем», «Баран-баран» и другие фольклорные игры.
В играх – потешках, в песенках и стихах, сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей привлекает яркая эмоциональная окраска, особые тактильные и вестибулярные ощущения. Несмотря на свою внешнюю простоту и доступность, такие игры обладают огромным развивающим потенциалом.
Игры, сопровождающиеся стихотворными строчками или мелодией, развивают чувство ритма – музыкальный слух.
Также на занятиях используются хороводные игры, которые предполагают построения в круг и выполнение ритмизированных движений в соответствии с образным словом. Они учат согласованности движений, способствуют развитию внимания к действиям других людей.
Зачастую музыкальные занятия строятся по темам, содержание которых привязано к календарному году. Таким образом соблюдается сюжетно – игровое единство музыкальных занятий.
Для успешной работы по развитию речи малышей хорошо использовать на занятиях куклы – перчатки. Сказочный персонаж сам расскажет и покажет сказку.
Для ребенка становится чрезвычайно важно построение и развитие диалогической речи. Ему важно обогатить опыт общения в различных ситуациях.
Сама природа музыкального искусства сопровождающая игру, способствует установлению несловесного общения, а ситуативная деятельность вынуждает к словесному общению. В игра музыкально – педагогического направления игровой деятельности, музыка имеет ведущее значения.

------------------------------

Воспитание ребенка средствами музыки

"Воспитание ребенка средствами музыки" - эта тема никогда не потеряет своей актуальности.
"Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего, воспитание человека", - так писал В.А. Сухомлинский. Наша концепциЯ: хорошо воспитать - больше играть. В своей практике мы используем разнообразные игровые приемы, которые стимулируют интерес детей к музыкальной деятельности. Перечислим некоторые из них.
"Волшебная снежинка"
"Волшебная" снежинка садится на руки тем детям, которые придумали интересные движения, изображающие как падает снежинка.
"Забавные зверушки"
Зверушки прыгают прямо в руки хорошо поющим детям или садятся им на плечо.
"Позвони маме"
По игрушечному телефону можно позвонить маме и спеть ласковую песенку, например
"Мамочка моя, я люблю тебя"
"Маме помогу, игрушки уберу"

Помимо игровых приемов практикуем также тематические занятия-игры. Такие занятия связаны единым игровым сюжетом. То дети попадают "В гости к героям сказок", то оказываются "В лесу у колобка", то попадают в "Страну Кукляндию". На одном из занятий дети играют в семью, но семья эта не обычная, а заячья. Мама Зайчиха - любимая воспитательница, а все дети - зайчишки, которые любят танцевать, петь и играть с морковкой. У зайчишек бывает плохое и хорошее настроение. они умеют играть на барабане, узнают друг друга по голосу, распевают ласково свои имена и друг друга.
Так занимаясь, наши дети реализуют свои игровые пристрастия, а мы, педагоги, решаем множество задач в воспитании детей средствами музыки.